Язык орков (племя Ючырда)
"Орки и гоблины имели собственные языки, ... их языки были бесконечно разнообразны по форме" (PM:21). Интересно, что орки были чуть ли не самыми способными к языковому строительству: "эти создания, наполненные злобой, ненавидящие даже своих соплеменников, быстро развили столько же варварских диалектов, сколько было групп или поселений их расы, поэтому они мало использовали свою речь в общении между различными племенами" (LotR, прил. F).
Язык небольшого орочьего племени крапивников (они же ючырдане), который мы рассматриваем в этом кратком очерке, отличается от ранее известных языков Средиземья по ряду признаков. В известном смысле, этот язык уникален (впрочем, как и всякий другой). Очерк неполон – дело в том, что изучение языка еще продолжается...
О некоторых этнических особенностях орков-ючырдин, о происхождении этого народа, его культуре смотри новый раздел Этнография. Несколько свежих текстов на языке орков лежат в разделе Тексты.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Система указательно-относительных
местоимений
Продуктивные аффиксы (словообразовательные)
Гласные: гласных фонем 5 – а, ы, у, ю, о.
Буквой «ы» мы будем обозначать особый призвук, слышимый в русских словах ноябрь, сентябрь между б и р, только несколько более длинный - это не русское ы; челюсть при этом выходит несколько вперед. Буквой «ю» будем обозначать переднеязычную у – как в нем., турец. ü, фр. sur, dure. Т.о. ю не является йотированной буквой и в начале слова должна читаться без йота: ючырда (крапива).
Гласные произносятся закрыто, как бы «сквозь зубы», даже под ударением. Особенно это касается а, которая на слух является чем-то средним между русской безударной а и ы.
Согласные: б – п, в – ф, д – т, ч – j, ж – ш, д – т, з – с, г – к – к* - q, л, м(н), р, х, ц, w, й. Итого 25 согласных фонем (23 согласные и 2 полугласные). J произносится как звонкий вариант ч; важно отметить, что мягко эти фонемы (ч, j) читаются только перед ю, в остальных положениях они тверже и похожи на польские cz - dż. Звуки ŋ, н и м являются у орков-ючырдин факультативными вариантами одной фонемы. Некоторую трудность может представлять правильное произношение в и ф: эти звуки образуются при касании верхних зубов нижней губы, но, в отличие от русского языка, зубы касаются губы ниже, при этом губа несколько выпячивается вперед. Р переднеязычная, как в русском, испанском и др. языках. K* – смычно-гортанный вариант к – произносится так же, как и к, только в момент порождения звука смычка задерживается и прорывается напором воздуха из лёгких. Q – особенно сложный звук для европейцев, но он широко встречается во многих языках мира, в т.ч. человеческих (арабский, тюркские, кавказские). Q образуется увулой или язычком – тем же органом речи, что и французская R: постарайтесь потянуть картавую R, задержите на какой-то момент вибрацию, уберите тон (звук), и разорвите смычку воздухом – получится смычный увулярный глухой согласный q. Фонема ц является смычно-гортанным аналогом русского ц – т.е. при его произношении надо проделать всё то же, что и для к* (мы не стали обозначать ц через ц* только из соображений краткости). Изучающие язык орков-крапивников со временем находят даже особое удовольствие в произнесении смычно-гортанных звуков, а в самом языке наблюдается тенденция к превращению всех глухих смычных в смычно-гортанные: п*, т*, ч*, особенно заметная в экспрессивной речи. Все согласные крапивно-орочского языка являются «долгими», т.е. зачастую произносятся, как если бы были удвоенными.
Как правило, слова не начинаются со стыка двух и более согласных. Засвидетельствовано лишь несколько слов, начинающихся с сочетаний: ст-, зд-, гл-, бр-.
Ю чаще встречается в начале слова. Если за ним следует л,
то л несколько смягчается: гюла (девушка) – здесь л более
европейская, а не веляризованная (очень твердая), как в русском лыжи.
Для фонемы н/м еще не выработалось устойчивое обозначение: обычно мы используем реальное звучание из речи наших информантов-ючырдин.
Зияния (стыки) гласных невозможны – в случае угрозы их возникновения появляется согласный р или н: рывы-н-ахъ – я храбр, гюла-р-ы – девушки (род. падеж от гюла), оба-н-ут – повинуйся! и т.д..
Ударение, как правило, падает на последний слог. Незначительные исключения будут нами оговорены ниже. В принципе, не будет большой ошибкой ставить ударение во всех словах на последний слог – потому что среди самих орков нет единой закономерности в расстановке ударений – мы можем говорить лишь об общей тенденции. Ударение силовое, но не такое сильное, как в русском, и никак не влияет на качество звука (ударный и безударный гласный одинаковы по длине и характеру звучания). Можно говорить о тоновом характере ударения в том смысле, что каждое слово строится как бы по системе ...-3-1-2, где цифры обозначают высоту тона. Последний, как правило, ударный, слог обычно средний по высоте. Конечно, можно изъясняться и без тонов, но тогда вас уже не будут принимать за своего.
Темп речи, как правило, относительно быстрый. Однако соседние слова не сливаются в синтагмы, между ними выдерживаются порой очень длительные паузы, каждое слово сохраняет свое ударение и тональный рисунок.
В качестве соединительной гласной чаще всего выступает ы, реже а. В качестве соединительной согласной (устраняющей зияние согласных) – р или н (последняя особенно в системе глагола).
В языке орков-крапивников (ючырдин) выделяются: существительные, предикативы (глаголы-прилагательные), класс несклоняемых слов (числительные, наречия, междометья).
Как правило, имя существительное в именительном падеже оканчивается на –а. Луха (змея), ючырда (крапива), ронqа (яма), ылда (эльф). Некоторые термины родства, названия чувств и др. могут оканчиваться на согласную (сонорную или дрожащую): атар (отец), ым (любовь), к*ырдым (отец подруги), амул (мать), хотя отмечены формы амула, ыма.
Имена имеют два класса склонения: одушевленные и неодушевленные. Некоторые слова – ымба (холм, горка), алда (дерево) – могут свободно переходить из одного класса в другой, в зависимости от того, считает ли орк живым обозначаемое этого слова. Одушевленные имена не имеют множественного числа. Когда его надо подчеркнуть, оно передается аналитически словами ну (один), муй (много), муйы он (до многого), муйы к*ыром (свыше многого) и др. – при этом иногда может выпадать конечное –а: гюла – девушка/девушки, муй гюл(а) – много девушек; по умолчанию одушевленное имя существительное без показателей числа обычно подразумевает множественное число: ылда – скорее «эльфы», чем «эльф». Неодушевленные образуют множественное число при помощи суффикса –н- или –нар- (эмфатическая форма, заостряющая внимание на множественности предметов): стона (большой камень, не ниже, чем орку по пояс), стонана – камни, стонанара – камни (подчеркивается, что их больше одного). Неисчисляемых существительных в оркском языке нет: ык*wана – мн.число от «вода» (объемы воды), гысана – мн.число от «воздух» (объемы воздуха) – такие формы часто употребляются для придания речи дополнительной экспрессии, что в последнее время привело к преобладанию форм множественного числа в речи орков. Так естественнее сказать qазнанара, чем просто qазна (золото).
Дело тут, похоже, в восприятии мира. Исследуемое нами племя орков воспринимает всякое живое существо как представителя некоей единой силы, а потому называет именем силы это силу целиком (идея плеромы душ). Сравни остатки такого мышления в этнонимах людей: мордва – мордвин (часть целого), пермь – пермяк и т.д.
В поэтической речи (в особенности, в эпической речи сказителей и в речи шаманов) наблюдается тенденция к опущению окончания –а, а также к выпадению этого а перед падежными окончаниями; в особенности это относится к формам множественного числа.
1. Именительный: -а или нет показателя. Оформляет субъект действия, обстоятельство времени, некоторые описательные конструкции.
2. Родительный: -(р)ы муйы, атары, гюлары, qазнанары Принадлежность. Перед послелогами.
3. Дательный: -(ы)рдан атарырдан, гюлардан, qазнанарырдан Направление, объект действия, цель действия и др.
4. Инструментальный: -(р)айа атарайа, гюларайа, qазнарайа Инструмент действия, исходная точка, мотив действия (К*ырдыкарайа мудух асаq).
5. Внутренний локатив: -(ы)шы: гысашы (в воздухе), башашы, атарышы, муй гюлышы Нахождение внутри чего-то, фигурально – присущность чему-то. Возможно экспрессивное сочетание с дательным в значении направления вовнутрь: ылда-ры тангыта-н-ышы-рдан (в эльфовы кишки).
6. Внешний локатив: -(ы)сур: башасур (на голове), башанарсур Находится на поверхности чего-либо. Возможно сочетание с дательным в экспрессивном значении направления (удара, движения) на поверхность: башасурырдан (по голове).
7. Сравнительный: -waw: qазнанарwаw (подобно золоту)
Важно отметить, что в единственном числе падежные показатели «приклеиваются» после формы именительного падежа (гыса-ны, ылда-ры, баша-сур), а во множественном числе сразу после показателя множ. числа: баша-нар-а (им.пад.), баша-нар-сур (внеш.локатив).
Система числительный основывается на пятеричном счете. Первые пять чисел: му, ду, ара, к*wа, кын. Отсюда: 10 – дукын, 11 - дукын-ы-му, 12 - дукын-ы-ду, 13 - дукын-ара и т.д. Последним числом при этом будет 24 – к*wакынык*wа. И очередное круглое число у орков – 25 (или 52) чын. К*wачын, соответственно, наша сотня, а следующее круглое число орков – 125 (или 53), называется сат и часто используется как наречие «достаточно, достаточно немало».
Система местоимений довольно проста:
Первое лицо передается словом мын, множественность может быть передана только аналитически: муй мын – много нас/меня (скорее всего «мы»).
Лицо, к которому обращена речь, именуется сын, тоже не имеет множественного числа, даже аналитического. Речь орка не может быть направлена к нескольким индивидам (если и бывает, то публика рассматривается как один, коллективный, индивид).
Для обозначения лиц третьего лица используется указательное местоимение жы (см. ниже).
Употребление местоимения при глаголе не является обязательным. Вполне нормальны предложения вроде: Ылдардан мудухумаq. Убиваю (убиваем) эльфов.
Специальное местоимение к*ын (и его падежные формы к*ыны, к*ынырдан и т.д.) используется для передачи русского «друг друга», английского «one another» и т.д. К*ынырдан мудухум. Убивают друг друга.
Для овладения всеми остальными местоимениями достаточно заучить 7 следующих слов:
хык – тут/там
дык – по этому мотиву/побуждению
нувыт – по такой внешней причине
шыга – такой, такого качества/цвета/вкуса и т.д.
тыпа – в это время
ых – так, таким образом
жы – этот, он, он
ыж – это, оно (о неодуш.)
ыф – столько, такое количество
От каждого из этих слов можно образовать (на примере хык):
хык – тут, здесь, там огласовка ы – указательные
хак – где? огласовка а – вопросительно-относительные
хок – везде огласовка о – собирательные
хук – где-то огласовка у – неопределенные
хюк – нигде огласовка ю – отрицательные
Для подчеркивания близости предмета в пространстве или времени используется приставка ту(р)-: тухык – вот здесь, совсем рядом; тутыпа – сейчас, именно в это время; ту-р-ыж – вот это. Однако, эти формы куда более редки, чем, скажем, в русском языке, и используются только по необходимости.
Орqа, жа ылдардан мудухум, лынгары каг ас. – Орк, который убивает эльфов, достоин воспевания.
Любое из этих слов может, по надобности, склоняться во всех падежах: Жары? (родит. падеж) – Чей? и даже изменяться по числам.
Особое местоимение ла используется для референции к описанной ранее ситуации: <тут какой-то рассказ>. Ла рагтыпа асыш. Это давно было. Лары на аварут! В этом (ранее описанном) не сомневайтесь. ~ Не сомневайтесь в моих словах, в сказанном мною.
Возвратно-усилительные местоимения образуются от первого звука слова, на которое ссылаются: Норгот нырайа ым ас. Моргот себя любит (от себя любовь испытывает). В усилительном значении те же местоимения выступают, например, в таких фразах: Мыны сырqа, сырдан майкумаq. Мой меч, его точу.
Глагол в неопределенной форме у ючырдинов оканчивается на –га: поскольку существительные оканчиваются на –а следовало бы ожидать путаницы при изучении, однако до сих пор не зафиксировано ни одного существительного на –га. В класс глаголов (предикативов) входят и слова, которые в русском были бы прилагательными – например, руjыга – красный, есть красного цвета.
Императив или повелительное наклонение принимает вместо окончания –га окончание –ут: Чысут! Перестань! Юрут! Иди! Ступай! Глаголы с основой на гласную образуют императив на –нут, если эта гласная не у: Обанут! (от обага) Повинуйся! Слушайся! Фут! (от фуга) Лети!
Настоящее время глагола передает время, одновременное с актом говорения (например, когда орк описывает, что он видит), но может выполнять (и как правило выполняет) функцию повествовательного времени (ср. русск.: «И тут я вхожу в дверь, и вижу там...»). Если орк говорит о действии, которое выполнял он сам, то окончанием глагола будет являться –аq: Часаq – Перестаю/Прекращаю. Юраq – Иду. Если основа оканчивается на любой гласный, к ней перед показателем времени добавляется –н-: Фунаq – Лечу. Обанаq – Повинуюсь. Глаголы в такой форме (действия говорящего) будем называть формами первого лица.
Если орк говорит о действии, происходящем вне его воли (другими существами, силами природы или магии и т.д.), то глагол получает «нулевую флексию»: оба – повинуется (кто-то, что-то), ылда юр – эльфы идут. Глаголы в такой форме (действия вне воли говорящего) будем для удобства и краткости называть формами непервого лица.
Ыртын-время: В языке ючырдинских орков есть особое время с показателем -(ы)ртын, которое означает непреходящее/постоянное качество или действие. Например: Орqа хыра рывы-ртын. – Орочский мужчина /всегда/ храбр. Хаша руjы-ртын. – Огонь /всегда/ красен. От формы ыртын-времени можно образовать императив со значением напыщенного пожелания, напутствия: Рывыртынут! при этом между формой ыртын-времени и показателем императива –ут может возникать пауза, а обе части слова получают независимое ударение: Рывыртын ут! Похоже, что ыртын-время в первом лице никогда не употребляется.
Будущее уверенное время: будущее уверенное время используется, когда событие будущего воспринимается как неотвратимое. Для первого лица это единственный вариант будущего времени. Исторически восходит к сложной форме иду (идет) + глагол, образуется путем прибавление к основе глагола префикса юраq(ы)- для первого лица и юр(ы)- для непервого:
Юраqоба (от обага) – буду повиноваться, слушаться.
Юраqыфу (от фуга) – буду лететь, полечу.
Юрыфу (от фуга) – полетит (полетят, полетишь), будет (будут, будешь) лететь.
Юрюр (от юрга) – пойдет, пойдут, пойдешь.
Будущее непосредственное время: имеет только первое лицо, образовано от будущего уверенного путем редукции префикса. Qоба – Слушаюсь! Повинуюсь! Qыфу! – Взлетаю! Хык баруqарайа qымудухум! – Сейчас убью этим вот топором! Qюра – иду!
Прошедшее время: образуется присоединением к основе глагола суффикса –аш для первого и суффикса –ыш для непервого лица. Лынаш. Я пел.
-(н)уга – активное причастие: фунуга – летящий, летающий, летевший. Фунугардан – летевшему, летящему (дат.падеж).
-(ы)мыq – пассивное причастие.
Сослагательное наклонение может рассматриваться, как изъявительное, происходящее не в этом мире (а в некотором воображаемом: условное сослагательное, сослагательное желательности и т.д.). В русском языке обычно передается частицей бы: Я бы съел кусок мяса. Если бы была хорошая погода, я бы сходил погулять.
В языке орков-ючырдин нет специальной грамматической категории для сослагательного наклонения. Сослагательное желательности передается метафорой «в моем сердце»: мыны корашы ылдардан мудухумаq – буквально «В моем сердце эльфов убиваю» ~ «Хотел бы я эльфов поубивать».
Сослагательное условное (если бы, то бы) передается тоже метафорически – «если под луной»: Юслары бын ку выда рош, тыпа мыjаq. – буквально «Если под луной есть мясо, я ем» ~ «Если бы было мясо, я бы поел».
Помимо простых глаголов на –га
можно выделить так называемые сложные глаголы, состоящие из основы
существительного в сочетании с вспомогательным глаголом асга: мудух
асаq
(умираю), жыран готмог ас – они ужасно шумят. При этом
основа существительного имеет свое собственное ударение (см. в разделе
Фонология упоминание о том, что соседние слова не сливаются в синтагмы).
В языке орков-ючырдин существует система превербов (глагольных приставок), которая помогает передавать направление для «направленных» глаголов и некое подобие глагольного вида для «ненаправленных» глаголов.
Приставка со(р)- передает направление снизу вверх, для ненаправленных глаголов эта приставка передает значение дополнительной интенсивности действия (как при подъеме в гору): Монардан сорюраq. Поднимаюсь в гору. Жырдан сомудухумаш. Убил его.
Приставка ны(р)- означает направление сверху вниз. Для ненаправленных глаголов передает особую внезапность и стремительность действия. Нырыты нынырдан. – (Внезапно) напали на нас.
Приставка ба(р)- означает направление внутрь. Употребляется и с ненаправленными глаголами, но пока еще не вполне ясно, какое придает им значение.
Приставка а(р)- означает направление изнутри. С ненаправленными глаголами может означать поверхностное, несложное и непродолжительное действие. Горарайа арюраq. Вышли/вышел из города. Алыныш. Спел(и)/напел(и).
ар – и
йым – уже
ку – если, как (в экспрессивных выражениях вроде «Как поехал добрый молодец...»)
нур – только (в смысле «только это, и ничего кроме»). Нур ачма рош – Есть только немясная пища.
панаw – едва-едва, еле-еле
туй – сразу, тотчас же
сад – но, однако. Сад ылда ыкаw рывыш. – Но эльфы тоже были храбры.
ыкаw - тоже
бын – внизу, под. Алдары бын – под деревом. Монары бын – под горой (в смысле внутри, а не у подножия горы)
к*ыром – кроме, за исключением
он – до (о пространстве и времени): тыпары он – до тех пор, до того времени. Зодары он – до неба.
поц – после, позади, за (о пространстве и времени): монары поц – за горой.
чырка – около, в окрестностях (также как самостоятельное существительное «окрестности»): монары чырка – у горы.
каг – достойный чего-либо: Жы орqа лын-га-ры каг ас. – Этот орк достоин воспевания. Сын ходуйнагары каг ас. – Ты достоин позора/осмеяния.
ынта – перед (в пространстве и времени): Донары ынта. Перед рекой.
юм – означает недеятельное наслаждение: долгожданный отдых, ощущение сытости, тепла и т.д.
jыда – означает активное наслаждение – часто воспринимается как боевой клич.
qа – наслаждение увиденным (например, при созерцании груд золота или больших объемов мяса, реже – по отношению к залитому луной пейзажу).
пф – произносится слитно, как аффриката (ср. немецкий pf), передает особое отношение к чему-то только что услышанному, приблизительно соответствует русским «А ты еще сомневался?», «Само собой!» и т. д.
ш – несколько презрительное отношение к услышанному, например в ответ на чье-то бахвальство.
хо – любое переполняющее душу чувство. Хо мыны кора! О сердце мое!
Формообразовательные аффиксы перечислены в подстатьях о соответствующих частях речи.
-ыц- партитивный суффикс: означает часть, кусок чего-либо материального. Qазныца – кусок золота, стоныца – обломок камня. Окончание –а, где оно есть, при этом перед –ыца выпадает.
-к*- означает добродушное пренебрежение к чему-то подконтрольному и неопасному. Может использоваться с целью позадаваться: Сынк*а, часут! – Ты, перестань!
-(w)аж- означает результат действия, процесса: цайажа – гной, гниль (от глагола цайга); юража – принесенное, неважно что (смотря по контексту); фуwажа – результат полёта (если речь идет о драконе, то скорее всего – пепелища). Wажа – результат некоего процесса, может относится практически к чему угодно, что-то вроде англ. thing, рус. вещь.
-ум- образует глаголы активного (в отличие от
вспомогательного глагола асга) действия от основ существительных и
глаголов: мудухумаq – убиваю; стонумаq – строю (строим) укрепление из
больших камней; ым рыштум – любовь причиняет боль (пословица). От глаголов
глаголы на –ум- образуются так, как если бы глагол был существительным –
т.е. отбрасывается только –а-: вырмы-га – вырмы-г-ум-га (греть,
делать тёплым).
сал-, рош- приставки, означающие отсутствие и наличие чего-либо соответственно. Салыса – безымянный. Салчопа – безоружный. Рошчопа – вооруженный.
Сказуемое в предложении обычно стремиться стоять в конце предложения, хотя порядок слов относительно свободный.
Определение обычно предшествует определяемому (как и в русском: красный шар, большой костёр).
В качестве определения может выступать существительное: орqа гюла – орка, орочья девушка, гыса к*ырдыка – «воздушный голод», духота, где даже орки задыхаются, хаша фунуга – огненный летун, эвфемизм, используемый для обозначения драконов, ючырда орqа – орки-крапивники, орки-ючырдане.
В повествовательном предложении субъект обычно оформляется именительным падежом, объект – дательным: (Мын) ылдардан мудухумаq. Я убиваю эльфов. Однако встречаются конструкции вроде Мынайа ылдардан мудух ас. Букв. От меня эльфам смерть [приходит]. Такие конструкции можно рассматривать как пассивные.
Для передачи смыслов «что-то есть», «чего-то нет» орки используют частицы сал и рош соответственно. Ср.: Ысха выда рош. – Баранье мясо есть. Хык войа сал. – Тут (там) дороги нет.
Отрицательная частица на употребляется перед глаголами (предикативами) во всех временах и наклонениях. На jанут! – Не мешайте, не доставайте! Кроме того, есть местоимения с огласовкой на -ю-: хюк – нигде, тюпа – никогда, нювот – ни по какой причине, дюк – без всякого на то мотива и т.д. И, наконец, есть частица сал – см. «Наличный оборот». Тюпа жырдан выдаq. – Никогда его не видел (буквально «Никогда его видел»).
Вопрос к сказуемому оформляется вопросительной частицей чу, которая ставится в конце фразы: Сын хык асыш чу? Ты был здесь? Таким образом язык орков-ючырдин не знает специальной вопросительной интонации, т.к. вопрос оформляется специальным служебным словом.
Ы – вопросительная частица, ставится в начале или конце фразы, может означать «что? куда? зачем? откуда?» и т.д. Перед глаголом обычно относится к субъекту действия: Ы цай? Чтó гноится? Ы фу? Что летит? После глагола обычно означает объект действия или характеристики (обстоятельства) действия: Сын цай ы? Ты гноишься/загниваешь почему? (вообще наличие частицы ы просто требует развернутого ответа – и не надо стремиться ее перевести словами нашего языка – она на самом деле не обозначает ни «что», ни «кто», ни «куда» и т.д.) Более адекватным переводом, стало быть, будет: Сын юр ы? «Ты идешь опиши-при-каких-обстоятельствах/мотивах и т.д.» В отсутствие глагола может означать: Сын ы? – Ты что делаешь? Ты кто? Ты как себя чувствуешь? «Ты расскажи-о-себе-все-актуальное», «Ты расскажи-о-своем-состоянии». Например, вопрос «сын ы?», заданный после рассказа, скорее означает интерес к мнению слушающего.
Список вопросительно-относительных местоимений (когда, где и проч.) приведен в пункте «Система указательно-относительных местоимений» (см. выше).
Специального класса наречий в ючырдинском языке нет, наречный оборот вводится словом хай и последующим за ним существительным или глаголом (глагол при этом ставится в форму настоящего времени, непервого лица – т.е. остается без окончания): Хай руjы (от руjыга) – Красно! Хай хаша (от хаша) – Огонь! Огненно! Жжёт! Хай к*ырдыка! – Голодно! Хочется есть! От существительных наречный оборот может образовываться и по форме Хай к*ырдык, т.е. без окончания –а.
Важно не путать значение наречного оборота со значением сравнительного падежа: хашаwaw – подобно огню, как огонь, огненно.
Описание степеней сравнения вынесено в раздел «Синтаксис», потому что степени сравнения могут образовываться практически от любой части речи (разве что кроме числительных).
Сравнительная степень образуется при помощи частицы лю: лю хыра – более мужчина, лю руjыга – краснее и т.д.
Превосходная степень образуется при помощи частицы лы: лы рывыга – самый храбрый. Для предикативов, означающих цвет, превосходная степень может образовываться удвоением первого слога: Монары баша блынблынкы. Вершина горы белым-бела. Норнорга – самый черный.
Орки могут, обращаясь друг к другу, просто называть имя того, к кому обращаются, но чаще перед обращением ставится частица хой: Хой Уцлахыр, ыжырдан вюдут! Уцлахыр, взгляни на это!
алда – дерево
амул(а) – мать
ар – и (союз): Ылда ар qазда – Эльфы и гномы. Ылда ар qаздардан – К эльфам и гномам (последнее падежное окончание относится ко всему перечислению).
атана – люди, человек. Дынан ылда – «вторые эльфы» (эпитет для людей).
атар – отец
Результаты дальнейших исследований будут публиковаться на orqa.narod.ru и в почтовом листе orqa-subscribe@yahoogroups.com